- …Простите, я тут немного затянул. Вас ожидают вот в этом здании, – аспирант протянул испытуемому карту принстонского кампуса. – Слушатели уже на месте. Ассистент профессора Штайнера организует запись. Поторопитесь, пожалуйста. Студент принстонской семинарии, согласившийся поучаствовать в эксперименте, не ожидал, что после заполнения стандартного опросника о религиозных установках, ему предложат прочитать импровизированную речь перед первокурсниками. В здании на другом конце университетского городка. Да еще и прямо сейчас – график эксперимента пополз и теперь нужно бежать, чтобы успеть к своей собственной проповеди (которую еще на ходу нужно придумать). На полпути до офиса профессора Штайнера семинарист увидел человека, свалившегося ему прямо под ноги. Тот явно потерял сознание. Студент переступил через тело и быстро зашагал дальше. Человек закашлялся. Но будущий проповедник лишь ускорил шаг. Всего испытуемых в эксперименте Джона Дарли и Дэниэла Бэтсона было 40. (Изначально 67, но часть из них отвалились по разным причинам – отказались или заподозрили неладное.) Семинаристы думали, что эксперимент ограничится лишь заполнением анкеты. Типа: нахрена ты пошел в богословы и каковы твои этические установки? Но у экспериментаторов были другие планы. Тем, кто соглашался, они предлагали продолжить свое участие в исследовании чтением проповеди (за дополнительные 1,5$). И по пути подстраивали этот инцидент – с актером, изображающим потерю сознания. Часть испытуемых поставили в ситуацию цейтнота, у других был запас времени. Из тех, кто спешил, остановились помочь лишь 10%. В выборке «неторопливых» таких было уже 63%. Обнаружилась ли зависимость поведения от религиозных установок? Нет. Только – от степени спешки. Впрочем, моя любимая переменная в этом эксперименте: тема проповеди. Половине испытуемых предложили порассуждать перед первокурсниками о будущем трудоустройстве и карьерных перспективах. Второй половине – прокомментировать библейскую притчу о добром Самаритянине. И нет, тема проповеди никак не повлияла на поведение будущих проповедников. Пожалуй, один из главных сюжетов ситуационистской психологии (от Милгрэма до Дарли) – неустранимый разрыв между вашими словами и вашими действиями. Но в декабре 1970-го психологам приходилось клещами вытаскивать «этические позиции» из людей, сегодня для этих целей есть ФБ. Интересно было бы связать набор производимых в социальных сетях высказываний с реальными паттернами ситуативного поведения.

Теги других блогов: религия эксперимент поведение